Молоко не по карману
В России продолжается спад продаж молочной продукции — общее снижение продаж в рознице с сентября 2024 года по август 2025 составило 2,8%. Частично в этом виновата плохая демография, однако более значительное влияние оказал резкий рост цен на молочку. Так, с начала года стоимость сливочного масла подскочила на 34%, сметана и молоко подорожали на 22%, сыры — на 19%. А стоимость сырого молока выросла на 23,1%.
Месяц к месяцу спад продаж растет — в мае аналитики оценивали снижение в 1,2%, а сейчас уже 2,8%. Сильнее всего россияне сократили покупки масла и маргарина (-11,2% год к году) и ультрапастеризованного молока (-11,1%). В поисках лучшей цены покупатели переходят на заменители с растительными жирами.
Как мы отмечали ранее, неочевидным фактором, толкающим цены на молочную продукцию вверх, является ценовая и экспортная политика крупных переработчиков молока (они же производители молочных продуктов). Так, один из крупнейших производителей молочки «Логика молока» (бывшая Health&Nutrition, бывшая Danone, ушедшая под чеченский клан) с прошлого года сократила производство масла, став одним из инициаторов «масляного кризиса» в России. Она же является и одним из инициаторов роста цен на всю линейку молочной продукции.
Гендиректор компании Health&Nutrition, бывший глава чеченского Минсельхоза Якуб Закриев прямо заявлял, что «экспорт является одним из основных наших приоритетов, и нам важно в этом направлении постепенно наращивать наши возможности». Экспортные направления в целом являются приоритетными для России, но когда речь идет о социально важных группах товаров, к которым относится и молоко, приоритеты должны быть немного другими. Упор на экспорт, о котором говорит Закриев, создает давление на предложение внутри страны и, соответственно, ведет к повышению цен.
